«ЛИДЕР ИНВЕСТ»: Мы хотим показать эволюцию, а не революцию архитектуры

28.12.2016

— Компания строит в Москве жилье в основном в элитном и бизнес-классе. Хотя опыт показывает, что в кризис лучше реализуются проекты более доступного класса. Почему вы выбрали именно этот формат?

Не могу с вами однозначно согласиться. Безусловно, экономичное жилье в кризис продается лучше, а крупные проекты бизнес-класса и более дорогого сегмента испытывают некоторые трудности при реализации. Но нам кажется, и это подтверждает опыт, что наши дома не совсем обычные и даже в кризис квартиры в них реализуются достаточно успешно: в бизнес-классе присутствуют атрибуты элитного сегмента — это дома небольшого формата (70–90 квартир), расположенные в престижных районах. Принцип компании — продавать несколько дороже, но предлагать чуть больше, чем принято в том или ином сегменте, делать продукт высокого качества. Такой подход оправдывает себя — мы вполне успешно пережили 2014–2015 годы и сейчас не испытываем трудностей с продажами даже в премиальном сегменте.

— Ваши проекты в основном реализуются в центральных районах Москвы, в том числе на территориях бывших АТС. Учитывая, что в центре мест под застройку очень мало, такая локация помогает успешной реализации проектов?

Фактор локации, безусловно, способствует продажам, но я не считаю его главной ценностью. Важна идеология проекта, его качество. Покупателю необходимо предлагать не только адрес, а уникальную концепцию — лучшую, чем у конкурентов. Клиенту нужно давать чуть больше, чем он ожидает: в комфорт-классе должны быть элементы бизнес-класса, в бизнес-классе — премиального. Поэтому дело не только в локации, а в том, какую идею мы воплощаем и как строим.

— Каков на данный момент портфель девелоперской компании? Что нового вы планируете предложить в ближайшее время?

В нашем портфеле сейчас порядка 3 млн кв. м. Он разделен на две части: во-первых, проекты локальной застройки в сегментах комфорт, бизнес и премиум, во-вторых — три крупных проекта комплексного освоения территорий: на улице Лобачевского, западная часть Нагатинской поймы, а также застройка южного участка ЗИЛа, которую мы осуществляем совместно с партнерами. Строительство первых двух крупных проектов планируем начать в 2017 году, к застройке территории ЗИЛа приступим в 2018-м. Все они находятся на стадии проектирования и будут знаковыми и для нас, и, думаю, для Москвы.

— В целом сейчас сложнее стало реализовывать проекты? С какими сложностями вам приходится сталкиваться?

Основная сложность — в создании самого проекта, в наполнении его смыслом. С точки зрения разрешительных и согласовательных процедур в Москве процесс сегодня стал прозрачней, все девелоперы находятся в равных условиях. Правила игры стали понятны и уже не вызывают дополнительных сложностей. Однако удивить и привлечь покупателей в условиях высокой конкуренции становится все сложнее, особенно в кризис. С другой стороны, это и есть суть нашего бизнеса — наполнить бетон идеей непросто, и этому мы уделяем много времени, создавая принципиально новые продукты, опережающие, как нам кажется, стандартные представления о жилье. Это самая интересная и главная часть того, чем мы занимаемся.

— Когда вы начали работать над вашими проектами?

Основная часть подготовительных работ пришлась на 2014–2015 годы, когда стартовали первые проекты. На сегодняшний день на разных стадиях активной реализации — от выхода на площадку до заселения готового дома — у нас почти два десятка проектов в девяти округах Москвы. В начале следующего года стартует еще несколько локальных проектов, а во втором полугодии — две площадки комплексной застройки.

— Какие новые технологии применяются в высоких ценовых сегментах?

Мы применяем современные технологии, начиная от подготовки площадки (демонтаж строений, вынос коммуникаций) и заканчивая отделкой здания. Новые материалы позволяют производить работы быстрее и качественнее — а значит, обеспечивают высокие темпы строительства, энергоэффективные инженерные системы последнего поколения обеспечивают более высокое качество жизни.

— Такие технологии и материалы производятся в основном на западе и часто составляют весомую долю в стоимости проекта из-за падения курса рубля. Насколько все эти новшества делают проект дороже и влияют в целом на маржинальность объекта?

Не стоит экономить на качестве при высокой конкуренции. Многие девелоперы пошли на понижение классности проектов, стараясь в условиях кризиса сохранить рентабельность, и спрос на высокотехнологичные материалы несколько сократился, что позволяет нам добиваться существенных скидок.

— К работе над элитными проектами вы привлекаете западных архитекторов и дизайнеров. Какую добавленную стоимость они дают проектам? Почему сейчас модны западные специалисты и не так много проектов с участием российских?

Мы не зациклены на западных архитекторах и дизайнерах. Безусловно, привлекаем их к сотрудничеству, но считаем, что и в России есть уважаемые мастера. Российские архитекторы воспитаны в нашей среде, западные, думаю, могут привнести нетривиальное прочтение или новые тенденции, свежий взгляд. Поэтому в некоторых наших проектах западные и российские архитекторы работают совместно. Что касается элитных проектов, мы бережно относимся к месту застройки, хотим показать эволюцию, а не революцию архитектуры — контрастов в Москве и так уже достаточно. Однако при комплексной застройке, которая активно развивается в столице, стараемся привлекать к проектам именно западных архитекторов — у них больше опыта в данной области. В этом ключе мы хотим найти симбиоз западного и российского опыта.

Что касается дизайнеров интерьеров или внешнего облика, считаем, что не столь важно, кто это делает — иностранный или российский специалист. Добавленную стоимость приносит единство концепции, создание общего образа и атмосферы в дизайне и архитектуре жилого комплекса, а не имя автора.

— Как меняется покупатель в кризис? Можно ли сравнить общие тенденции нынешнего и прошлого кризиса 2008–2009 годов?

Прошлый кризис сильно отличается от нынешнего. Это была шоковая терапия для рынка: большая кредитная нагрузка обрушила бизнес многих девелоперов. Кризис прошел быстро — после резкого падения рынок восстановился. Сегодня все по-другому. Я бы не сказал, что покупатель стал привередлив. Главное, он понял, что у него есть не только право, но и гарантированная возможность очень широкого выбора. Средний покупатель теперь не привязан к локации. Он может условно выбирать «однушку» в центре или «трешку» за ТТК . Поэтому достучаться до него стало сложнее — чтобы он выбрал ваш проект, нужно предложить гораздо больше и за те же деньги.

— Что вы изменили в подходе к привлечению клиента с таким новым мышлением?

Нам не пришлось сильно меняться в кризис под новые запросы покупателей, так как эта идея была изначально заложена в нашей бизнес-модели. Как бы нескромно это ни звучало, но каждый наш дом должен быть лучшим в локации. Около 80% конечных покупателей выбирают наши проекты, так как являются жителями этих или прилегающих районов и хотят и дальше здесь жить.

— Как изменился формат элитного проекта — общая концепция, наиболее востребованная площадь квартир? Что сегодня выбирает покупатель?

Многие сейчас говорят об уменьшении площади квартир в кризис как об основной тенденции на рынке элитного жилья. Считаю, это больше страх девелопера, чем осознанный выбор покупателя. Можно отметить, что сегодня для покупателей гораздо важнее продуманная планировка квартир. Он не готов выкладывать деньги за лишние или нефункциональные бесполезные метры, но готов больше платить за продуманные и удобные планировки. Я уверен, что это тренд будущего, нужно выстраивать взаимоотношения с покупателями уже на уровне планировок.

Достаточно сильно изменились требования у покупателей к местам общего пользования. И речь даже не об отделке, а о функциональном наполнении. Это должна быть не только красивая транзитная зона, а место, где можно проводить время. Сейчас востребованы общественные пространства, и они должны быть утилитарны и удобны для использования. В элитном сегменте все развивается на шаг вперед рынка в целом, в каждом проекте нужно почувствовать и предложить что-то новое.

— Какие знаковые проекты сейчас реализуются в элитном сегменте?

Дом класса де люкс во Всеволожском переулке, «Клубный дом на Сретенке» в Даевом переулке, «Дом на Серпуховском Валу», комплекс апартаментов на Покровском бульваре. Я бы не стал делить наши проекты на знаковые или приоритетные, они все для нас важны. «Лидер Инвест» старается сохранять дух и среду места, в котором ведется строительство, одновременно предлагая его новое прочтение, основанное на нашем восприятии этого района. В целом задача нашей компании — представить покупателю особенный образ жизни, который возможен именно в наших проектах. Нам бы хотелось, чтобы отношения с покупателем не заканчивались подписанием договора.

— То есть вы планируете стать управляющей компанией в ваших жилых комплексах?

Компания рассматривает такую возможность — управлять самостоятельно или с помощью партнеров. Нужно быть больше, чем просто девелопером, создающим и реализующим качественную жилую недвижимость. Мы должны продолжать помогать клиентам на протяжении всей их жизни в наших домах. Такая забота очень востребована.

— Какие основные тенденции рынка вы бы отметили? Как повлиял кризис на развитие элитного сегмента?

То, что сейчас происходит, — уже не кризис, а новая реальность рынка. Я не вижу катастрофического провала спроса в премиальном и элитном сегментах новостроек. Думаю, одиозные проекты с золотыми потолками реализовываться в столице не будут, а главное — и покупателю теперь этого не нужно. Девелоперы, работающие в таком ключе, конечно, могут попытаться найти себе место под солнцем в новой реальности, но дальше развиваться будут только те, кто выстроит новый диалог с покупателем. Мне кажется, что до сих пор нет достаточного взаимоуважения в отношениях девелоперов и покупателей. Это то, что мы сейчас ставим во главу угла, это то, что нужно менять в первую очередь.


Вернуться к публикациям

В соответствии с требованиями действующего законодательства АО «Лидер-Инвест» (далее – Эмитент) также публикует подлежащую раскрытию эмитентами эмиссионных ценных бумаг информацию на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг ООО "Интерфакс-ЦРКИ" - информационного агентства, аккредитованного ЦБ РФ на раскрытие информации, по ссылке. Любая информация, представленная на данном сайте, носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 ГК РФ.